Краткая инструкция для начинающих кинематографистов, желающих познакомить западных зрителей с тайнами русской души
1. На главную мужскую роль (положительную) пригласить русского актера с мужественной внешностью, хотя бы чуть-чуть напоминающего Омара Шарифа.
2. Показать его неиссякаемую тягу к православной вере (многочисленные портреты на фоне церквей, храмов, икон и т.д.), русской природе (березки, дубы, ели, заснеженные просторы), детям (кудрявые мальчуганы бегут по тропинке среди колосьев пшеницы) и философским размышлениям о сути бытия (за бутылкой водки под цыганский хор).
3. Главный отрицательный персонаж должен выглядеть по возможности мерзко. Здесь отнюдь не помешают накладные брови, кудреватый черный парик, рекламные плакаты на стенах, стремление посещать ночные вертепы, насмешничать над российской удалью и уж самое гадко — навязчивое желание уводить чужих жен (славянского происхождения).
4. Героиня должна обладать не только яркой русской внешностью, но и одеваться подчеркнуто по-русски, в пышные сарафаны, например. Конечно, у нее, как и у всякой женщины, могут быть свои слабости, включая склонность к супружеским изменам. Однако в том не стоит искать ее вины: она лишь жертва козней мафиозно-инородных типов...
5. Положительным и отрицательным героям истинно русского фильма не обойтись без своего рода "промежуточного звена" - колеблющегося "гнилого интеллигента". Скажем, врача-нарколога, страдающего от перманентных запоев.
6. Для создания контраста с основным действием фильма не помешает поездка съемочной группы в Париж, результатом которой станет эффектная трехминутная сцена стриптиза в уютном ресторанчике, куда случайно попадает герой во время заграничной командировки...
7. Изобразительный ряд картины желательно выстроить в суперпоэтическом ключе. Молочный туман, стелющийся над зелеными лугами, и задумчивая белая лошадь подчеркнут отвращение, которое вызывает в подлинно русской душе холодный блеск бутылки виски, ибо настоящий положительный герой не знает лучшего напитка, чем "рашен водка", пусть даже не столичная, но такая родная и близкая...
8. Если в результате всего вышеизложенного критики и некоторые русскоязычные зрители станут возмущаться примитивностью драматургии, диалогов, актерской игры и претенциозным дилетантизмом режиссуры, следует дать им отпор на страницах истинно русских изданий ("Наш современник", "Литературная Россия" и т.п.).
9. Если и это не поможет, то нужно громогласно заявить (желательно по телевидению), что истинно русский фильм могут понять и достойно оценить лишь истинные знатоки великой русской культуры.
10. Если и здесь не получится, то последний рецепт прост, как все гениальное: следует повезти фильм на какой-нибудь западный фестиваль, и если хоть один американский (французский, итальянский - далее везде) журналист напишет хоть одну сочувственную рецензию, дело в шляпе! Теперь можно будет смело утверждать, что нет пророка в своем отечестве, и принимать поздравления друзей и близких.
В добрый час! Западные экраны ждут вас!
Над составлением инструкции в поте лица дни и ночи трудился большой любитель свежемороженой клюквы Александр Федоров
Впервые опубликовано в журнале «Видео-Асс Экспресс».
Федоров А. Как поставить истинно русский фильм? //Видео-Асс Экспресс. 1993. № 21. С.5.